ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального общеобразовательного учреждения
«Логоватовская средняя общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района Брянской области
на 2011-2013 г.
Обсуждена и принята на заседании Совета школы
Протокол № 2 от 10.01.2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
- I. Введение.
- II. Паспорт программы.
- III. Информационная справка об образовательном учреждении.
- IV. Аналитическое обоснование программы развития: ресурсы и условия достижения результата.
- V. Концептуальные идеи программы развития школы.
Управление реализацией программы и ожидаемые результаты.
- VI. Подпрограммы программы развития:
- Программа «Здоровье»;
- Программа воспитания школьников «Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних»;
- Программа «Одаренные дети»;
и направления их реализации.
- Мониторинг реализации программы развития. Критерии эффективности реализации программы.
- Прогнозируемые риски и возможные способы предупреждения и компенсации их негативных последствий при реализации программы развития.
- IX. Результаты реализации программы развития.
- I. ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Логоватовская средняя общеобразовательная школа» имеет статус средней общеобразовательной школы, которая на практике реализует важнейшее положение Концепции модернизации российского образования – обеспечение его доступности. У нас обучаются дети, проживающие на территории Каменского сельского поселения из деревни Крюково, с.Логоватое, с.Ярцево. Школа работает в устойчивом инновационном режиме. При этом инновационная деятельность затрагивает все сферы жизни школы:
- обучение и воспитание учащихся;
- система дополнительного образования детей;
- взаимоотношения с родителями обучающихся, социальными партнерами и выпускниками школы разных поколений;
- укрепление физического и психического здоровья учащихся, которые отражены в программе развития школы.
- II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование программы | Компетентность. Выбор. Ответственность |
Основополагающие документы для принятия решения о разработке программы |
|
Основные разработчики программы | Педагогический, ученический, родительский коллективы школы |
Миссия школы | Создание модели образовательной среды, предоставляющей каждому участнику образовательного процесса возможность сформировать и максимально реализовать ключевые компетенции, делать осознанный выбор и нести за него ответственность |
Цель программы | Создание единого образовательного пространства, способствующего переходу на качественно новое образование в условиях сохранения и развития здоровья обучающихся |
Задачи программы | 1. Анализ существующей образовательной практики школы, определение проектов в условиях формирования ключевых компетенций участников образовательного процесса и определение стратегии развития школы. 2. Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации школы в условиях сельского образования. 3. Определение оптимального содержания образования (обучения, воспитания и развития) обучающихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы. 4. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития. |
Сроки и этапы реализации программы | Программа рассчитана на 2011-2013гг. Первый этап – подготовительный: анализ существующей педагогической практики школы, обоснование инновационного ресурса развития и разработка его стратегии. Второй этап – основной: переход от отдельных инноваций в проектах к системным изменениям качества образования в школе в условиях сохранения и развития здоровья обучающихся. Третий этап – завершающий: анализ, систематизация и обобщение достигнутых результатов. |
Исполнители программы | Участники образовательного процесса, органы самоуправления школы. |
Ожидаемые результаты | Создание условий, обеспечивающих достижение обучающимися высокого уровня владения компетенциями и навыками, которые позволяют самостоятельно решать социально и личностно значимые проблемы в различных сферах деятельности в условиях сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
|
Система организации контроля исполнения программы | Отчет о ходе реализации программы ежегодно рассматривается на Совете школы. |
- III. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ.
Полное название школы - муниципальное общеобразовательное учреждение «Логоватовская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области.
Краткое название школы – МОУ «Логоватовская СОШ».
Тип «Общеобразовательное учреждение».
Вид «Средняя общеобразовательная школа».
Учредитель – отдел образования администрации Стародубского муниципального района.
Юридический и фактический адрес – 243276 Брянская область, Стародубский район, село Логоватое, улица Трудовая 82, телефон (8-48 348) 94-2-38,
электронная почта log-shkola@yandex.ru.
Директор - Простакова Тамара Анатольевна.
Сегодня школа функционирует как образовательное учреждение, в котором сформировано 11 классов:
- на первой ступени – 2 класса, в которых обучается 7 учащихся;
- на второй ступени – 5 классов с количеством обучающихся 25 учащихся;
- на третьей ступени – 2 класса, в которых обучается 11 учащихся.
Режим работы школы:
5-дневная учебная неделя 1-4 классы первой ступени, 5-8 классы второй ступени.
6-дневная учебная неделя 10-11 классы на третьей ступени.
Продолжительность уроков – 45 минут, 35 минут для учащихся 1 класса. Школа работает в одну смену.
. Подвоз школьников осуществляется школьным автобусом, который был передан школе по национальному проекту «Образование» в 2007 году.
- IV. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
4.1.Характеристика педагогического коллектива
Педагогический коллектив школы состоит из 15 человека, среди которых 2 отличника народного просвещения РСФСР, 1 - почетный работник общего образования РФ, 1 – орден Трудового Красного Знамени, 2 – воспитатель-методист. Высшее образование имеют 10 педагогов (67 %), среднее специальное образование имеют 5 человек 33 %). Среди педагогов 2 мужчин (13 %) и 13 женщин (87 %). Имеют высшую квалификационную категорию 2 человек (13 %), первую квалификационную категорию – 7 человек (47 %). Педагоги постоянно занимаются самообразованием. За последние 3 года курсы повышения квалификации прошли 4 человека (27 %). Распределение учителей по образовательным областям выглядит следующим образом: учителей русского языка и литературы – 2 человека, математики – 3 человека, начальных классов – 1 человека, истории и обществознания – 1 человек, иностранного языка – 1 человека, физики – 1 человек, географии – 1 человек, биологии – 1 человек, химии – 1 человек, технологии – 2 человека, физкультуры- 2 человека, ОБЖ – 1 человек, музыки, ИЗО – 1 человек, библиотекарь – 1 человек, социальный педагог – 1 человек.
В школе работают два МО по предметам гуманитарного цикла и естественно-математического в которые входят все учителя-предметники. Педагоги ежемесячно участвуют в заседаниях районных методических объединений учителей-предметников.
4.2.Характеристика семей обучающихся
По данным исследования, родители учащихся по принадлежности к той или иной социальной группе распределяются следующим образом:
- рабочие – 77 %;
- служащие (в том числе работники образования) - 22%;
- не имеющие постоянной работы - 19%;
- пенсионеры - 13%.
Высшее образование имеют 11% родителей, среднее профессиональное - 47%, среднее или неполное среднее - 11%.
В полных семьях воспитывается 71% учеников, в неполных – 31% школьников, 1 учащихся – опекаемые, 1 ребёнок воспитывается в приемной семье. Настораживает тот факт, 74% школьников – относятся к малообеспеченным. Все учащиеся имеют российское гражданство.
4.3.Качество и динамика образования и воспитания
Успеваемость по результатам аттестации 2009-2010 учебного года составляет 100%, качество знаний – 100%. Средний балл выпускных экзаменов в 11 классе составляет по математике 39 баллов, по русскому языку – 64 баллов, по обществознанию – 52 балла.
В 9-м классе качество знаний составило по математике 42 %, по русскому языку – 28 %, по обществознанию – 28 %, по физической культуре – 72%,
За два последних года в ВУЗы поступили 83 % выпускников.
В целях более полного удовлетворения образовательных запросов школьников, повышения гуманистической направленности образования:
- разработано портфолио обучающегося – индивидуальные карты развития и успешности школьника (5 – 9 классы), в которых отслеживаются индивидуальные формы работы и развитие самостоятельной деятельности учащихся;
- учителя осуществляют подготовку школьников к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предметам.
- разработаны план по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также варианты элективных курсов для 9 класса.
В целях повышения профессионального роста учителей:
- методические объединения учителей-предметников проводят работу по обобщению и распространению опыта индивидуальных занятий с обучающимися как в рамках урока, так и вне его;
- проводится цикл занятий для учителей по методикам развития техники чтения, совершенствования приемов работы школьников с текстом и вычислительных навыков;
- конкурсы учителей.
В рамках программы «Одаренные дети» участвовали в конкурсах:
- Соревнования по волейболу среди девушек – 2 место
- Конкурс рисунков к 65- летию Великой Победы – 3 место
- Конкурс рисунков «Моя семья» - 3 место
- Олимпиада по русскому языку – 2 место
4.4.Анализ результатов реализации предшествующей программы развития
Благодаря внедрению в практику работы школы информационных технологий, разработке системы элективных курсов, внедрению новых форм и методов обучения наблюдается тенденция повышения компетентности учителей в процессе их включения в исследовательскую деятельность, внедрение технологий личностной ориентации, сотрудничества.
40% педагогов, используют информационно-коммуникационные технологии.
В связи с появлением возможности в школе для предоставления свободного доступа в сеть Интернет повысился уровень информационной культуры учителей и учащихся.
Наблюдается тенденция повышения мотивации школьников к дальнейшему обучению. В основном выпускники школы продолжают обучение на гуманитарных факультетах ВУЗов, техникумов или выбирают рабочие специальности. Это обусловлено сложившейся социально-экономической ситуацией в стране, ориентациями в семье и профориентационной работой в школе.
Наметилась тенденция повышения уровня воспитанности обучающихся. Этому способствовал рост количества активных форм классных и школьных мероприятий, личностно-ориентированный подход к вовлечению в школьные дела детей. Педагогический коллектив поэтапно внедрил идею разновозрастных сообществ и сотворчества детей и взрослых.
Сохранился высокий уровень интереса родителей к учебной, внеурочной и хозяйственной деятельности школы, повысилась роль школьного родительского комитета и родительских комитетов классов в планировании и организации работы школы. Школа успешно организует досуг обучающихся. Это связано, прежде всего, с устоявшимся кругом календарных дел, в которые ежегодно привносятся новые формы работы, наполняемые новым содержанием на фоне развития школьного соуправления. Значительно улучшилась материальная база школы, благодаря внедрению национального проекта «Образование», что позволило разнообразить спортивно-оздоровительную работу и проводить уроки с применением информационных технологий. Кабинеты физики, химии, русского языка пополнились новым оборудованием, реактивами, и полностью оформлен кабинет информатики. Всего в школе имеется в наличии 7 компьютеров, 1 интерактивный комплекс, 1сканера, 1 мультимедийных проекторов. Все кабинеты пополнились учебно-наглядным оборудованием и таблицами. Улучшилась спортивная материальная база. Приобретено оборудования для занятий гимнастикой, спортивными играми.
4.5.Особенности управления школой
Для совершенствования управления школой введена практика привлечения к процессу выработки, принятия решений и их реализации учителей школы, а также родителей обучающихся, жителей сельского социума и заинтересованной общественности. Мы используем следующие организационные формы участия в управлении:
- индивидуальные: передача учителю функций контроля, самоконтроля, анализа и проектирования своей деятельности по показателям, принятым в коллективе; передача полномочий по выявлению проблем подразделений школы и нахождению путей их решения; пропаганда современных образовательных и управленческих технологий;
- групповые: структурные подразделения школы наделяются правом самостоятельного проведения диагностики, планирования, контроля, организации своей деятельности и ее координации с другими школьными структурами .
В процессе своей деятельности мы выделяем следующие формы группового участия учителей, родителей и общественности в управлении школой:
- Совет школы;
- педагогический совет школы;
- совещания при директоре школы;
- методическое объединение педагогов;
- общешкольный родительский комитет и родительские комитеты классов;
- совет выпускников.
В структуре организации детского и родительского самоуправления выделяется четыре вида сообществ: детские одновозрастные, детские разновозрастные, взрослые и сообщества детей и взрослых.
- V. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Принимая во внимание миссию школы – создание модели образовательной среды, предоставляющей каждому участнику образовательного процесса возможность сформировать и максимально реализовать ключевые компетенции, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, - мы сформулировали цель программы развития: создание единого образовательного пространства, способствующего переходу на качественно новое образование в условиях сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Анализ сложившейся в школе образовательной практики позволяет выделить определенные подпрограммы. В них сосредоточены достигнутые результаты и потенциал дальнейшего развития. Исходя из этого, мы сформулировали основные направления подпрограмм.
В школе осуществляется обучение, при котором во главу угла ставится самоценность каждого участника образовательного процесса. Поэтому деятельность школы основывается на таких ценностях, как:
- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей и партнеров школы;
- психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
- самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей;
- свобода творчества учащихся и учителей;
- сотрудничество педагогического и ученического коллективов;
Подобная философия школы предполагает включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс, изменение ориентации педагога с позиции информатора на позицию координатора.
Сущность подхода к школьнику в нашей школе заключается в:
- признании его уникальности и неповторимости;
- уважении его достоинства;
- принятии его целей, запросов, интересов;
- создании условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребенка.
Таким образом, главный акцент в своей деятельности школа делает на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Это – весьма трудная задача, поскольку Логоватовская средняя общеобразовательная школа является образовательным учреждением с неоднородным контингентом обучающихся. В ней учатся как одаренные, так и слабо- успевающие школьники. Поэтому миссия школы – создать образовательную среду, способствующую максимальной самореализации каждого школьника вне зависимости его психофизиологических особенностей и учебных возможностей.
Сущность подхода к деятельности учителя в нашей школе заключается в том, что каждому педагогу предоставляется право на творчество, т.е. на определение собственного педагогического почерка, на свободу выбора педагогических технологий, методов оценки учащихся и т.д., на участие в управлении образовательным учреждением.
В основе концепции развития нашей школы лежит идея создания целостной открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности и ученика и учителя. Эффективный образовательный процесс возможен только при комфортном сосуществовании педагогов и учащихся. А максимальный эффект достижим при взаимодействии трех составляющих – семьи, ребенка и педагога.
При этом школа строится на реализации следующих идей:
- идеи развития личности ученика, педагога, других участников образовательного процесса, школы в целом;
- идеи красоты (формирование эстетически-ценностной ориентации личности);
- идеи творчества, при которой творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству;
- идеи сотрудничества, основанной на гуманных отношениях детей и взрослых;
- идеи выбора и ответственности, которая реализуется посредством предоставления ученику возможности выбора характеристик своего образовательного маршрута (сложности, скорости изучения материала, частично – отбора его содержания и т.д.);
- идеи открытости, при которой школа становится открытой для широких социальных связей.
Учитель организует работу учащихся в нашей школе, исходя из следующих гуманистических принципов:
- у каждого ребенка – свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
Ребенок успешен в учении, когда ему комфортно;
- ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;
- ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью;
- ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в его школьной жизни;
- учитель воздерживается от оценок личности ребенка.
- VI. ПОДПРОГРАММЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Программа «Здоровья»
Формирование комфортной психолого-педагогической среды со следующими составляющими:
- экологическое пространство;
- эмоционально-психологический климат образовательного процесса;
- валеологическое образование всех участников образовательного пространства.
Программа «Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних»
Формирование основ гражданско-нравственной культуры человека XXI века, укрепление патриотического настроения личности; создание комфортных условий для овладения молодым поколением общественно-социальными компетенциями, необходимыми для дальнейшей правильной ориентации в жизни современного социума.
Программа «Одаренные дети»
Развитие системы, позволяющей создать условия для адресной педагогической поддержки одаренных и интеллектуально продвинутых детей.
- МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для повышения эффективности реализации программы развития разработана программа мониторинга результатов. Она ориентирована на:
- изучение условий достижения планируемых результатов;
- сравнение реальных достижений с желаемыми;
- выявление недостатков в организации образовательного процесса и определение путей их компенсации.
Главная задача руководства школы – свести до минимума отклонения от прогнозируемого результата, так как объектом педагогического эксперимента являются дети. Результаты промежуточного анализа обобщаются, определяются пути и формы необходимой коррекции. Собранные аналитические материалы представляются на обсуждение Совету школы. На основании его решения в программу вносятся необходимые поправки.
Для получения более достоверной информации о ходе реализации программы развития и оптимизации деятельности по достижению ее задач в школе осуществляется мониторинг, предполагающий включение исполнителей программы в процессы контроля исполнения, анализа полученных результатов, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Таким образом, в систему мероприятий по реализации программы включаются все участники образовательного пространства, а сам процесс реализации становится более открытым для всех заинтересованных в нем членов школьного сообщества.
Критерии эффективности реализации Программы
- Рост личных достижений всех субъектов образовательного процесса.
- Высокая степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых гимназией образовательных услуг.
- Уровень комфортности образовательной среды для всех участников образовательного процесса.
- Состояние здоровья всех участников образовательного процесса.
Система мониторинга выполнения программы развития включает также диагностику результатов деятельности школы по следующим критериям:
- оценка учебной деятельности;
- качество знаний, умений и навыков;
- степень включенности ИКТ в образовательный процесс;
- степень готовности выпускников к продолжению образования;
- уровень мотивации учащихся;
- уровень профессиональной компетенции учителя;
- уровень роста личных достижений участников образовательного пространства;
- уровень воспитанности учащихся;
- ценностные ориентиры и ценностные отношения;
- степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью;
- степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг;
- уровень комфортности школьной жизни;
- оценка психологического климата в школе;
- здоровье школьников;
- здоровье педагогов;
- уровень взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- VIII. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОМПЕНСАЦИИ ИХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
Прогнозируемые риски | Способы предупреждения и компенсации их негативных последствий |
Возрастание учебной нагрузки учащихся при реализации проектов. |
|
Низкий уровень мотивации школьников к занятиям инновационными проектами. |
|
Значительные затраты времени у учащихся, включенных в инновационное образовательное пространство. | Эффективное планирование, организация, мониторинг успешности и оптимальный уровень эмоционально-физических затрат. Корректировка в связи с полученными в ходе мониторинга результатами инновационных процессов, определенных программой развития. |
Возникновение трудностей у учителей, внедряющих новые образовательные технологии в практику своей работы. | 1. Проведение учебных семинаров, индивидуальных консультаций, тренингов по проблемам образовательного процесса в школе. 2. Своевременная разработка диагностики инноваций, определение критериев самооценки и общественной оценки деятельности школы. 3. Своевременное плановое проведение мониторинга, разработка методик обработки и анализа полученной информации. |
Отсутствие у коллектива и общественности четких представлений о ходе реализации инноваций, запланированных в программе развития |
|
- IX. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
Реализация программы развития позволит добиться:
- 1. Повышения качества образовательного процесса по следующим показателям:
- повышение качества обученности школьников по образовательным областям;
- повышение результатов ЕГЭ;
- увеличение количества участников проектно-исследовательской деятельности;
- увеличение количества проектов – призеров конкурсов различных уровней;
- увеличение количества участников олимпиад и конкурсов различных уровней;
- повышение уровня содержания и разнообразия портфолио достижений учащихся.
- 2. Изменения структуры учебного плана, которые:
- будут способствовать совершенствованию качественных и количественных характеристик программ профильной подготовки учащихся.
- приведут к увеличению числа и разнообразия элективных курсов;
- позволят увеличить долю проектно-исследовательской деятельности в общем объеме учебной работы;
- приведут к активизации использования ИКТ-технологий.
- 3. Изменения характеристик школьного образовательного пространства, которые приведут к тому, что:
- резко увеличится доля креативной составляющей в школьном образовании;
- будет реализован принцип открытости образовательного процесса в школе;
- увеличится количество открытых общешкольных мероприятий разного уровня, предоставляющих возможности для самореализации школьников;
- усилится социальное творчество учащихся, что позволит расширить пространство для формирования опыта социализации в современном обществе;
- будет создана ситуация успеха для более полного удовлетворения школьниками своих образовательных потребностей;
- будет предоставлена возможность формировать свои компетенции в валеологии, общественно-социальной и гражданско-патриотической сферах, совершенствовать свою информационно-коммуникационную культуру, знания основ психологии и самовоспитания.
- 4. Изменения психологического и профессионального портретов субъектов образовательного процесса, когда:
- получат развитие партнерские креативные отношения всех участников открытого образовательного пространства;
- получит распространение модель личности высокопрофессиональной, убежденной, ответственной, толерантной и креативно мыслящей; сознательно относящейся к своему здоровью и жизни; способной справляться с разнообразными жизненными проблемами, самостоятельно определять свой выбор и нести за него ответственность.